Во все времена сила бренда зависела от того, насколько хорошо компания ориентируется в повестке дня. Для крупных фирм репутация играет решающую роль, поэтому в их штате состоит множество аналитиков, которые круглые сутки мониторят информационное поле вокруг бренда и СМИ в целом.

Однако и для небольших компаний СМИ – очень актуальный вопрос. С каждым днем мир становится все более изменчивым, поэтому выживают те, кто могут также быстро меняться вместе с ним. Чем лучше вы ориентированы на свою аудиторию и знаете, чего она хочет, тем быстрее вы можете генерировать новые идеи. Только СМИ и могут в этом помочь, так как они не только транслируют общественное мнение, но и формируют его.

Мониторинг СМИ и программное обеспечение

Сегодня можно мониторить СМИ с помощью специальных программ, таких как YouScan, IQBuzz, Brandanalytics,SemanticForce, Wobot. Они призваны упростить и ускорить работу PR-менеджеров, делая количественный анализ, исключая человеческий фактор и работая с большими объемами информации.

Однако автоматизация хороша только в сборе данных, но не в их расшифровке. То есть для отслеживания тональности сообщения, оценки лидеров мнений, поиска лояльных СМИ все-таки нужно задействовать людей.

Влияние мониторинга СМИ на бренд

В 2011 году сайт BuzzLook опубликовал список из 64-х причин, почему необходимо отслеживать СМИ, если вы этого до сих пор не делаете. Мы остановимся лишь на самых главных.

  • Отслеживание информационного поля бренда. За это отвечает репутационный менеджер. Здесь важны не столько упоминания компании в тексте, но комментарии, которые пользователи оставляют под ним. Именно в комментариях разгораются жаркие дискуссии, которые требуют вмешательства официального представителя бренда.

  • Поиск эффективных площадок для размещения. Для поддержания или улучшения имиджа компании, часто необходимо прибегнуть к помощи экспертных статей на сайтах, где их увидит ваша целевая аудитория.

  • Понимание изменений и нововведений в вашей отрасли, а также результаты маркетинговых исследований. В эпоху Интернета найти необходимую конкретно вам информацию не составит труда.

  • Корректировка и доработка коммуникационной стратегии. Этот пункт лучше всего сработает, если вы знаете, что печатают СМИ, читатели которых вам интересны. Благодаря анализу и постоянному отслеживанию, вы сможете предложить своей целевой аудитории лучшее решение.

  • Контроль информационной безопасности. Собственно, мониторинг СМИ поможет вам держать руку на пульсе и быть в курсе утечек корпоративной информации или использовании доброго имени компании в нечестных целях.

  • Инфоповоды и увеличение прибыли. Например, Aviasales смогли повысить прибыль на 45% по зарубежным направлениям, вовремя среагировав на падение курса рубля.

Как мониторить СМИ эффективно?

Конечно, программы мониторинга очень хорошо выполняют свои функции, но только человек, достаточно долго проработавший в медиа, сможет грамотно настроить поиск и интерпретировать полученные результаты.

Мониторинг включает в себя следующие факторы:

  • Цели и задачи: изучение целевой аудитории, мониторинг активности конкурентов, поддержание хорошей репутации бренда.

  • Дайджест: формирование базы СМИ, с которыми в будущем будет проводиться работа.

  • Сбор и классификация данных.

  • Интерпретация результатов по нужным параметрам: они должны быть тесно связаны с задачами и помогать достижению целей.

  • Формирование отчета. Все программы составляют автоматические отчеты, однако их бывает недостаточно.

Хорошо, если вы зарегистрируетесь в одной из следующих электронных баз СМИ:

  • Интегрум

  • Фактива

  • Медиалогия

  • Публичная библиотека

  • Lexis Nexis

Благодаря им, вы сможете составить дайджест и быть в курсе новых значимых игроков в медиа.

Так ли необходимо мониторить СМИ в эпоху соцсетей?

Сегодня многие специалисты предпочитают просматривать социальные сети и оперативно реагировать на негатив. Однако, просматривая только соцсети, вы не сможете контролировать все информационное окружение бренда.

Конечно, именно соцсети – главная площадка общественного мнения. Но давайте проследим логику: любая ЦА читает новости в отраслевых изданиях, а потом идет обсуждать эти новости в социальные сети. Так ли уж правильно игнорировать на ведущие Интернет-издания?

Мы не говорим, что нужно бросить все силы на мониторинг СМИ и забросить соцсети. Важно – соблюдать баланс. Будет хорошо, если новости вы будете проверять в СМИ, а реакцию на них в соцсетях.

Резюме

  1. PR-менеджер должен всегда быть в курсе всего, что пишут о компании, поэтому необходимо использовать и автоматические сервисы сбора данных, и мониторить СМИ вручную.

  2. Каждая задача требует использования своего инструмента. Специальные сервисы отлично подходят для сбора количественных показателей; качественные данные и прогнозы лучше отслеживать самостоятельно.

  3. Мониторинг СМИ не заменит мониторинга социальных сетей, и наоборот. Важно выдерживать баланс.